Государство Как Участник Гражданских Правоотношений Статья

Всем кто ищет необходимую юридическую информацию, сегодня наша команда юристов ответит на интересную для всех — Государство Как Участник Гражданских Правоотношений Статья. Стараемся всегда обновлять необходимую информацию, чтобы была только актуальное инфо, но бывает что поправки вносятся в законы очень быстро, поэтому после прочтения у Вас могут остаться вопросы, с радостью ответим на них в комментах или с помощью наших партнеров-юристов online — на сайте в удобное для Вас время.

Если информация была Вам полезна, поделитесь ею в социальных сетях. Перед прочтением хочется сразу сделать поправку, что это не экспертное мнение,а лишь то что используем в нашей практике.

Однако наряду с правовым регулированием имущественных отношений в качестве политического суверена, основного звена политической системы общества, административно-властной структуры государство может принимать участие в гражданско-правовых отношениях путем непосредственного или опосредованного участия в качестве субъекта гражданского права.

Введение

Стремясь к обеспечению единого экономического пространства, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств на подвластной территории, поддерживая допустимые правила конкуренции, свободу экономической деятельности, признавая и защищая все формы собственности, создавая предусмотренные действующей национальной Конституцией условия, которые обеспечивали бы достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, Российское государство, выступая в роли «империум», призвано на адекватном уровне заниматься регулированием хозяйственной (коммерческой) деятельности, используя для этого государственно-властные (с помощью норм публичного и частного права) полномочия по следующим направлениям:

Глава I. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

Современный конституционный принцип признания и равной защиты всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ), признание гражданским законодательством равенства участников гражданско-правовых отношений (ст. 1 ГК РФ), стремление российского законодателя разграничить полномочия по осуществлению властных и хозяйственных функций, устранить причины и условия, способствующие коррупции в стране, желание гражданского общества повысить эффективность работы публичной собственности и органов публичной власти (как носителей этой власти и как субъектов хозяйствования), необходимость достойного осуществления государственных функций заставляют теоретиков и практиков с позиций конституционного, административного и гражданского права более тщательно выявлять и исследовать правовую природу участия государства (Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, органов государственной власти и местного самоуправления) в гражданско-правовых отношениях, установить круг объектов государственной (федеральной, субъектов Федерации) и муниципальной собственности, повысить гражданско-правовую ответственность субъектов публичного права, участвующих в имущественном обороте, разработать и обосновать с учетом отечественного и зарубежного опыта оптимальную правовую конструкцию публичных корпораций.

Это интересно:  Новое В Обеспечении Жильем Мчс

Таким
образом, особенность публичных образований как субъектов гражданского права
обусловлена, во-первых, специфичным способом организации их существования
(коллективные субъекты), и, во-вторых, функциональной направленностью их
деятельности (участие в гражданском обороте постольку, поскольку это необходимо
для реализации задач публичной власти). Этим публичные образования отличаются
от действующих в целях удовлетворения собственных интересов физических лиц —
субъектов гражданского права — в силу самого факта рождения, и юридических лиц,
возникающих в результате специальной регистрации. В настоящее время эти отличия
признаны и Конституционным Судом РФ, по мнению которого специфика публичных
образований как субъектов гражданского права в основном проистекает из особой
организации институтов публичной власти[4].

Чтобы получить данную работу в формате .docx на свой E-mail — добавьте комментарий внизу страницы.

Конституция
закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации
(ст. 71). Ряд других имеющихся у нее в соответствии с Конституцией (ст. 72)
полномочий Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами. Поэтому
в дальнейшем речь будет идти именно о Российской Федерации (РФ). Но общая
характеристика государства как участника гражданского оборота за некоторыми
исключениями применима и для других публично-правовых образований, ввиду
сходства положения в гражданском праве, целей, задач, сущности данных
образований.

Участие государства в гражданских правоотношениях

В научной
литературе распространено мнение, согласно которому РФ, ее субъекты и
муниципальные образования являются особыми
субъектами (лицами) гражданского права[1]. Соглашаясь
в целом с подобной позицией, нельзя не отметить, что сам по себе
термин «особые субъекты» (особого рода — sui generis) не совсем
удачен. Объясняется это тем, что он не позволяет отразить сущность Российской
Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (разумеется, с
гражданско-правовой точки зрения) и их отличия от иных участников гражданских
правоотношений. Поэтому более предпочтительным представляется термин «публичные образования», отражающий
следующие особенности указанных выше субъектов.

Это интересно:  Маршрутные Такси Спб Пенсионерам 2020

Таким образом, хотя в ГПК РФ и содержится отсылка к возможности иного решения вопроса (путем отсылки к федеральному закону), в целом ГПК РФ продолжает стоять на позициях абсолютного иммунитета. Иной подход проявлен в АПК РФ. В п. 1 ст. 251 «Судебный иммунитет» говорится, что обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде «иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти». Из этого неизбежно должен следовать вывод о том, что если государство выступает не в качестве носителя власти, иными словами, осуществляет предпринимательскую, коммерческую деятельность, то тогда оно иммунитетом пользоваться не будет (об этом подробнее см. § 4 гл. 18). Как отмечалось в комментариях к АПК РФ, ст. 251 содержит ограничительную формулировку в отношении судебного иммунитета иностранного государства. Иммунитет предоставляется лишь при выполнении публичных функций носителя государственной власти (Т.Н. Нешатаева). Из различия выступления государства как суверена и его участия в гражданском обороте на общих основаниях с другими субъектами гражданского права исходит и В.В. Ярков.

Во многих государствах иммунитет российского государства и его собственности будет признаваться в ограниченных пределах. Такой вывод следует сделать на основе следующих данных: в ряде государств были приняты законы, ограничивающие иммунитет государства, — в США, Великобритании, Австралии, Аргентине, Канаде, Пакистане, Сингапуре, Южно-Африканской Республике. Как уже отмечалось выше, в Законе США 1976 г. был закреплен переход от позиции признания абсолютного иммунитета к позиции признания так называемого функционального иммунитета.

Государство как субъект имущественных отношений

Рассмотрение в судах дела Г. Принца сыграло большую роль в глобальном решении проблемы выплаты компенсации жертвам нацизма. Сначала (1995 г.) было заключено соглашение между ФРГ и США о выплате компенсации гражданам США, а затем после предъявления коллективных исков жертв нацизма из других стран (в том числе России и Польши) правительство ФРГ осуществило такую выплату компенсации жертвам принудительного труда во время Второй мировой войны. Однако в целом вопрос о непредоставлении иммунитета иностранному государству по искам к государству о нарушении прав человека нельзя считать решенным. В отечественной литературе (В.А. Жуков) было обращено внимание на актуальность этой проблемы.

Дарья У.
Оцените автора
Быстрое решение правовых вопросов