Преимущества локализации автомобильного производства в россии

Размещение производственных мощностей на новых территориях в условиях высокого спроса продукции в большинстве случаев оказывается выгодным для современных предприятий. Это повышает конкурентоспособность товаров и позволяет оптимизировать логистические издержки, связанные в первую очередь с организацией транспортных сетей. Таким образом осуществляется локализация производства – это закрепление мощностей компании на территории другого государства.

Понятие локализации

Основные сложности процессов локализации в промышленном секторе обусловлены ужесточением нормативных требований к производству. К ним относятся высокий уровень технологического развития, автономность, гибкость размещения оборудования, эффективность логистики. Далеко не каждая страна или региональные площадки могут в полной мере обеспечить необходимый уровень таких условий. Кроме того, локализация производства – это и строгое соблюдение графиков при доставке сырьевых материалов с комплектующими, что даже при условии соблюдения требований не всегда оправдывается выгодным с точки зрения финансов. К этому стоит добавить и обязанности экстенсивера перед реципиентом, которые могут различаться, но в любом случае партнер расширяющейся компании должен иметь свою выгоду от предоставления площадки.

Современные проблемы локализации

Также на каждом этапе предусматриваются требования к контролю качества выпускаемой продукции на пути от сырья до конечного изделия. Проектировщики должны оценить, насколько в принципе возможен контроль качества в соответствии с требованиями экстенсивера.

В большинстве случаев в России можно найти локальные аналоги многих комплектующих и материалов, но они могут не полностью соответствовать требованиям производителя по качеству и объемам поставки. Необходима достаточно серьезная и длительная работа по взаимодействию с потенциальными поставщиками, направленная на приведение стандартов, существующих на отечественных предприятиях, к международным стандартам. Это касается также сырья и комплектующих. С одной стороны, это создает дополнительные сложности и временные затраты, но есть и положительный момент — развитие местных производителей за счет сотрудничества с ними, передачи им своего опыта и экспертизы.

Это интересно:  Гос Долг Стран Мира В 2020 Году

Местоположение производства

Очевидный плюс локализации производства — это полное совпадение деятельности по локализации с целями, формулируемыми на самом высоком государственном уровне, а именно политикой импортозамещения. Правительство РФ сегодня нацелено на всестороннюю поддержку тех предприятий, которые локализуют уникальные технологии и производства, сюда можно отнести и специальные инвестиционные контракты, и офсетные сделки, и другие формы государственной поддержки, такие как налоговые и таможенные преимущества, предоставляемые компаниям — резидентам особых экономических зон.

Плюсы локального R&D и гибкое реагирование на изменение спроса

Например, хорошо работает создание виртуальных площадок, форумов, где люди могут предлагать свои идеи и работы для обсуждения, обмениваться знаниями и опытом, эффективно также проведение профессиональных корпоративных конкурсов. Здесь срабатывает действенный мотивационный инструмент — признание заслуг и достижений сотрудников в разных формах. Победители получают такое профессиональное признание, остальные узнают что-то новое, учатся.

Однако проблемы поставщиков мало волнуют автопроизводителей, для которых зачастую проще и выгоднее закупать комплектующие за рубежом. «Мы ежегодно выпускаем более 200 тысяч автомобилей, и для нас важно иметь надежных поставщиков автокомпонентов, — подчеркивает Мария Мальцева из „Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус“. — Главными критериями в выборе поставщиков для нас являются соответствующее международным стандартам качество автокомпонентов, конкурентная с точки зрения глобального рынка цена и своевременные поставки в необходимом объеме. К сожалению, на сегодняшний день не все российские поставщики отвечают этим критериям».

«Основную долю в объеме локализованных автокомпонентов для иномарок составляют отдельные детали интерьера, экстерьера и кузова, поскольку их локализация требует относительно небольшого объема инвестиций, а также небольшого требуемого объема производства для достижения экономической эффективности», — констатирует менеджер практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Александр Кардаш.

Это интересно:  Скачать образец свидетельских показаний для суда в письменном виде

b508825f13331acda115865f275cc433

Напомним, основными моделями на конвейере GM в Петербурге были Chevrolet Cruze и Opel Astra — именно по ним и велась работа по локализации. По мнению Михаила Чаплыгина, главным фактором, не позволившим GM увеличить локализацию, стало отсутствие четких планов развития производства на предприятии. «Поставщики приходят под конкретные планы и под конкретные модели, которые могут в перспективе нескольких лет быть бестселлерами на российском рынке. Этого нельзя было сказать о продукции GM. Модели не обновлялись, и их перспективы становились все более туманными, тем более на падающем рынке. Поэтому без отсутствия каких-либо гарантий по объему производства стимула у поставщиков в работе с GM становилось все меньше», — рассуждает эксперт.

«Одним из путей ускорения поставок локальных комплектующих является создание совместных предприятий между российскими производителями и иностранными поставщиками иностранных концернов, которые работают с автомобильными компаниями во многих странах мира, — говорит Дмитрий Михайлов. — При этом на базе российского поставщика создается технологическая база для производства, а международная компания передает ноу-хау и контролирует процесс технологически, обеспечивая необходимый уровень качества. Примеров такого рода сотрудничества уже достаточно».

«Кроме того, когда мы приходим в регион, то знаем о крупных международных гигантах, но не знаем о существовании российских компаний, многие из которых сумели достичь высокого уровня в своем деле и сотрудничают с западными организациями по производству. Проблема заключается в том, чтобы такие компании найти — ведь не существует единой базы данных или форума для общения, где можно было бы получить сведения о потенциальных поставщиках, — объясняет Дмитрий Михайлов. — Мы занимаемся самостоятельным поиском и просто общаемся с бизнесменами в нашем регионе. Те из них, кто заинтересован в новых направлениях развития бизнеса, видят, что есть пять автомобильных заводов в Санкт-Петербурге, включая Ленинградскую область, но они не всегда понимают, как предложить свои услуги».

Это интересно:  Полный Список Льготных Профессий По 2 Списку В Строительстве

В последние годы Правительство РФ проводит стратегический курс, направленный на поддержку отечественной автоиндустрии и сборочных производств международных концернов. Сегодня государство делает многое, чтобы мировые автоконцерны приходили на российский рынок, вплоть до дополнительных налоговых льгот при условии углубления локализации производства и отмены ввозных таможенных пошлин на автокомпоненты для «отверточных» площадок. Считается, что в перспективе импортные комплектующие будут заменены на отечественные, то есть произойдет полномасштабная локализация.

Дарья У.
Оцените автора
Быстрое решение правовых вопросов