Предупреждение вторичных нарушений у ребенка с овз

В Советском Союзе возможности интеграции детей с особенностями развития в обычные детские сады не было совсем. Сложилась система учреждений закрытого типа по нозологии заболеваний: для слепых, глухих ребят, умственно отсталых и т.д. Штат таких групп работает по специальным программам и имеет соответствующие навыки общения с больными детьми.

  • Низкий уровень информированности об окружающем мире в связи с ограничениями в познании.
  • Рассеянное внимание, отсутствие способности к концентрации. Это происходит из-за низкой интеллектуальной активности.
  • Недостаточность навыков самоконтроля, отсутствие интереса к обучению.
  • Ограниченный объем памяти. Запоминание чаще кратковременное и поверхностное.
  • Минимальная мотивация к познавательной деятельности.
  • Низкая игровая активность. Перечень игр скудный, сюжеты однотипные и банальные.
  • Очень низкая работоспособность ввиду общей ослабленности организма. Ребенок с ОВЗ быстро устает и нуждается в отдыхе. Повышенная утомляемость.
  • Отсутствие «смышлености», низкая скорость обработки поступающей информации.
  • Инфантилизм, т.е. отставание в развитии от своих сверстников, несоответствие характеристик эмоционально-волевой сферы действительному возрасту.
  • Неразвитость крупной и мелкой моторики.

Шкала ограниченных возможностей

В последние годы очень много говорится о создании безбарьерной среды обитания для людей с ограниченными возможностями здоровья в целом, в том числе для детей. Особое место занимает так называемая инклюзия, то есть включение, подразумевающая интеграцию особых ребят в обычную среду. Необходимо понимать насколько ребенок с заболеванием ОВЗ сможет адаптироваться в традиционной среде и не будет ли подвергаться насмешкам и издевательствам со стороны других детей.

В нашем организме все процессы взаимосвязаны. Например, поражение органов слуха и задержка в психическом развитии, недостаточное общение, также являются причинами отставания в овладении речью. Немаловажное значение для полноценного развития ребенка имеет психофизическое здоровье. От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи [6].

Это интересно:  Экологичность Двп Для Внутренних Работ

Скачать:

Речь не является врожденной способностью, она развивается по мере формирования мозга человека. Развитие зависит от состояния центров головного мозга и всей высшей нервной деятельности в целом. Формирование речи происходит с развитием ребенка и зависит от следующих факторов: от воспитания и обучения, от нормального речевого и социального окружения, которое является стимулом и образцом для развития речи.

Предварительный просмотр:

Лучше предотвратить, чем потом исправлять последствия, эти слова очень хорошо подводят нас к такому термину, как профилактика (с греческого prophylaktikos – «предохранительный, предупредительный») – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболевания, включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-гигиенческих, противоэдимических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранение факторов, вредно действующих на здоровье населения. [ 13 ]

Причины дисграфии, дислексии и дизартрии кроются в общем недоразвитии речи. То есть страдают все компоненты речевой системы: ребёнок владеет скудным словарным запасом, произношение и восприятие звуков нарушено, грамматический строй речи осваивается с трудом. При этом интеллект у таких детей сохраняется в норме. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» – чтение. Взрослому, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма. Ребёнок прекрасно слышит окружающие его бытовые звуки и может не различать звуки речи / б/ и /п/, /р/ и /л/. По аналогии с особым слухом, настроенным на звуки речи, есть и особое зрение на буквы. Ребёнок, как это ни удивительно для неспециалиста, может не обращать внимания на разницу между буквами Ц и Щ, Ш и Щ. Не от безалаберности и лени, а просто он так видит. Дети – дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Они должны концентрироваться то на слуховом, то на зрительном анализе, и двигательную работу руки тоже нужно контролировать.

Это интересно:  Порядок Предоставления Субсидий Грантов Для Сельхозкооперативов И Личных Подсобных Хозяйств

Дисграфия и дислексия

Дислексия встречается у мальчиков в три — четыре раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 % школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого нарушения, т.к. это расстройство может наблюдаться у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется у младших школьников, но в ряде случаев остаётся и в более старшем возрасте.

Дизартрия

Процесс овладения чтением и письмом вызывает наибольшие трудности именно у детей с речевой патологией. Следовательно, это необходимо учитывать при отношении к таким ребятам. Помочь избежать им личностных проблем: смущения, замкнутости и т.д. Учитель должен и может создать для ребёнка психологически комфортные условия, тогда и работа логопеда даст гораздо больший эффект.
При классно – урочной системе обучения больше внимания уделять индивидуально-дифференцированному подходу к ученикам, страдающими речевыми нарушениями.

Дарья У.
Оцените автора
Быстрое решение правовых вопросов