Чем грозит нарушение оферты

Реклама, адресованная неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ). Например, приглашением делать оферты может быть реклама автосалона, где потенциальному покупателю предлагается прийти в салон, выбрать и купить автомобиль. Однако, если рекламное сообщение содержит все существенные условия договора, например, прийти в салон в конкретное время, купить конкретную модель автомобиля по конкретной цене, то такое предложение может быть признано публичной офертой, даже если в рекламе сделана оговорка об обратном.

Большинство потребительских сделок заключаются по правилам публичного договора, в соответствии с которым лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, обязано продать товар, выполнить работы либо услуги (в зависимости от рода деятельности) каждому, кто к нему обратится (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Действие публичного договора распространяется на розничную торговлю, пассажироперевозки, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п. – перечень не является закрытым. В этих сферах на лиц, предлагающих товары или услуги и получивших от гражданина согласие на заключение публичного договора, не распространяется принцип «свободы договора» (ст. 421 ГК РФ):

Что такое публичный договор?

Публичный договор, как и любой другой, является соглашением двух и более лиц об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей. Одним из этапов заключения договора является предложение заключить договор. Такое предложение, если оно содержит существенные условия договора, называется офертой, если оно направлено одному или нескольким конкретным лицам (ст. 435 ГК РФ), и публичной офертой, если оно направлено в адрес неопределенного круга лиц (ст. 437 ГК РФ).

Публичная оферта — это коммерческое предложение о покупке товаров или услуг для всех, кто отзовётся. Такой договор содержит существенные условия сделки и выражает волю продавца взять на себя определённые обязанности в случае согласия (акцепта) покупателя.

Особенности публичной оферты — является ли цена на товар частью предложения?

Ещё одним важным условием сделки является наличие срока действия предложения. Этот момент очень важен — после ознакомления с предложением у человека есть время, чтобы подумать и решить, будет ли он заключать сделку или нет. Если он согласен, то он акцептирует соглашение и сделка заключается автоматически. Если же срок действия предложения истек либо оферта была отзывной (то есть продавец мог отозвать предложения до получения акцепта покупателя), то сделка считается незаключенной и никаких юридических последствий в таком случае не возникает.

Договор: образец

  • Полное название товара.
  • Описание всех характеристики товара (технических, потребительских и так далее).
  • Фиксированная цена товара. Также могут существовать оферты с плавающим ценником, однако в таком случае в тексте договора этот факт должен быть отражён. Если в договоре указана конкретная цена, то считается, что цена является фиксированной и не может меняться по воле продавца.
  • Способ покупки товара.
  • Способ доставки товара (если это возможно).
  • Ответственность сторон в случае нарушения условий сделки.
  • Информация о сторонах сделки.
  • Некоторые другие дополнительные условия в зависимости от типа товара.

Статья 3 ФЗ «О рекламе» прямо указывает, что реклама – это информация любой формы, распространяемая разнообразными путями и средствами, нацеленная на привлечение внимания неопределенного контингента потребителей с целью стимулирования, поддержания и формирования интереса к товару, продвижения его на рынок. Существенными отличиями оферты от рекламы, несмотря на то, что они обе адресованы одному и тому же кругу лиц, являются:

Это интересно:  Дарственную На Дом Можно Ли Без Земли

Что такое публичная оферта

  1. Направлена именно неопределенному, неперсонифицированному кругу лиц (то есть любому, кто откликнется)
  2. Описывает конкретные условия будущего договора и явную готовность к его заключению со стороны сделавшего оферту.

Понятие оферты

Свободная оферта означает предложение к вступлению в переговоры, причем в ходе последних, условия сделки могут видоизменяться. При достижении взаимного согласия за свободной офертой следует твердая (адресована определенному лицу, на конкретно определенных для него условиях, возможно и льготных). Безотзывная оферта подразумевает заключение договора со всеми желающими без права отменить поданное предложение.

  1. Указание наименования товара.
  2. Описание его технических, потребительских и пр. характеристик.
  3. Зафиксирована стоимость (если не предусмотрено иное).
  4. Способ оплаты и доставки.
  5. Способ заключения соглашения о купле-продаже.
  6. Информация об условиях соглашения — полная и открытая.
  7. Ответственность сторон (за несоблюдение условий соглашения).
  8. Реквизиты сторон (наименование согласно регистрационных документов, юридический адрес, текущий счёт, пр.).

Договор-оферта может быть заключен и с физическими, и с юридическими лицами, и не предполагает конкретизации. Договор-оферта содержит разделы и пункты, посвященные условиям и срокам предоставления услуг, ценам на них, ответственности обеих сторон, форс-мажорным обстоятельствам и особым условиям. Цена товара/услуги – это всего лишь одно из условий заключения договора.

Публичная оферта — характерные особенности, расторжение и ответственность за нарушение

После чего встретил бурю негодования, гнева и на меня посыпались угрозы. Что хоть письменных договор мы и не заключали существует понятия оферта и акцепт.Доказательства соглашения, присутствуют в переписке.(но там нет ни слова о том, что я брал аванс) И что если я не приступлю к работе, то она обратится в суд.

Важно отметить, что оферта, которую адресат уже получил, является безотзывной, если в ее тексте не указано иное. Но, так или иначе, оферта – это еще не договор, а всего лишь приглашение к его совершению.
Договор же, в свою очередь, может одновременно являться публичной офертой.

Согласившись на него, каждая из сторон становится участником сделки. При его несоблюдении нарушается закон о публичной оферте. Ответчик может понести ответственность согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Ответственность по договору публичной оферты

Таким образом он информирует потенциального покупателя о существовании дополнительных условий договора, о которых он (продавец) обязательно сообщит ближе к делу, если клиент заинтересуется его предложением. Кроме того, продавец может вносить коррективы в свое предложение, если это ему выгодно.

ООО «С.» обратилось в суд с иском о взыскании задолженности по договору, но в иске было отказано. Мировой судья пришел к выводу, что стороны достигли соглашения о бронировании билетов с условием акцепта договора перевозки путем его оплаты. Акцепт не состоялся, поэтому договор перевозки заключен не был.

С другой стороны, если на сайте указаны все существенные условия договора (а тем более приведен образец такого договора), велика вероятность, что суд расценит эту информацию именно как публичную оферту, поскольку усмотрит в ней «волю заключить договор на указанных в предложении условиях».

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, отличная информация.
30.08%
Еще нет, поищу.
59.75%
Да, но без консультации со специалистом не обойтись.
10.17%
Проголосовало: 236

На сайте указана оговорка, что предложение является публичной офертой

В то же время для некоторых видов деятельности заключение договоров с контрагентами путем размещения публичной оферты на сайте стало уже привычным и удобным. В таком случае организация, разместившая публичную оферту и получившая на нее акцепт, может столкнуться с противоположной проблемой – суд может признать договор незаключенным на том основании, что размещенная на сайте информация не имела того или иного признака публичной оферты.

Это интересно:  Грабеж С Какой Суммы Считается Преступлением

Кроме того, Вы сами указываете, что упоминания о передаче денег нет. Для того, чтобы обратиться в суд, нужно предоставить доказательства, основания для обращения. Похожие вопросы 05 Октября 2017, 10:19, вопрос №1770838 22 Ноября 2021, 12:41, вопрос №2175443 16 Марта 2021, 10:10, вопрос №1936547 21 Августа 2021, 08:12, вопрос №2084104 21 Августа 2021, 08:06, вопрос №2084098 Смотрите также

Отправить предложение на заключение договора можно посредством сети Интернет сразу нескольким лицам, при этом каждый желающий оформить отношения должен лишь подтвердить свое желание, поставив свое согласие в форме. Инфо Заключение контракта в виде оферты возможно не только в письменной, но и в устной форме. Сайт рассчитан на оптовиков, но розничные заказы можно забрать самовывозом в двух точках в Москве, меня это устроило (один из магазинов ко мне совсем близко).

Штраф за нарушение публичной оферты

На сайте нигде и никак данная наценка не упоминается, хотя в целом условия работы и все скидки прописаны весьма подробно.Твёрдость оферты проявляется в запрете предлагать другому потенциальному покупателю этот же товар, пока срок, отведённый адресату на её обдумывание, не истёк. Свободная оферта – может направляться сразу нескольким покупателям одновременно.

В первом случае реклама не является публичной офертой, потому что не содержит существенных условий – описание конкретных услуг с указанием их стоимости. Во втором случае в рекламе имеются все признаки публичной оферты – конкретные цены стрижек на фото с их изображением (предмет договора), адрес, телефон, порядок оплаты (условия заключения договора на оказание услуг).

Реклама и публичная оферта

Но как тогда объяснить, например, появление публичной оферты регионального оператора по вывозу мусора и необходимость оплачивать эту услугу даже без заключения договора? Получается, что от этой публичной оферты нельзя было отказаться и ст. 421 ГК РФ не действует?

Публичная оферта в мусорной реформе

Целью мусорной реформы в России является наведение порядка, уничтожение стихийных свалок и улучшение экологии путём сбора и утилизации твёрдых коммунальных отходов. Для этого были созданы региональные операторы. Чтобы заявить о себе и об оказываемых услугах, все операторы опубликовали в средствах массовой информации предложения, обращённые ко всем гражданам российских регионов, содержащие, помимо прочего, образец типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Вторая особенность договора оферты выражена в сроке действия предложения. Любая оферта имеет свой срок актуальности или действия. Если в течение этого срока акцептант не отвечает на предложение, считается, что сделка не состоялась. Кроме того, в «отзывных» офертах поставщик товара/услуг вправе отозвать оферту, но только в том случае, если акцептант еще не успел дать ответ по предложению.

Знакомый соглашается, начинается обсуждение нюансов сделки: передачи денег, заключения договоров и т.д. А затем вдруг этот знакомый передумывает продавать машину. Время и деньги на бумажную и юридическую работу были потрачены абсолютно зря.

Отличие от оферты

На самом деле все очень просто: в рекламе не содержится информация о конкретных условиях предоставления услуги или продажи товара. А без этой информации предложение не будет считаться офертой. Таким образом, реклама без такого уточнения — это по сути призыв с указанием главных преимуществ предложения, но не более. Продавец не берет на себя никаких обязательств, распространяя рекламу. С таким же успехом рекламой может считаться самая обычная страничка в интернете, посвященная продукции компании.

  1. Не учтена вероятность того, что переоценка товара была проведена с ошибками. Если продавец случайно укажет не ту цену, он уже не сможет исправить положение. В результате компании придется работать в убыток себе. Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо указать, что стоимость продукции после переоценки может быть изменена.
  2. Не указано, как можно оплатить товар. В такой ситуации покупатель имеет право вносить оплату любым удобным ему способом, например, в национальной валюте или при помощи платежных инструментов, которые не поддерживает программное обеспечение продавца. Для избежания конфликтной ситуации нужно прописать в тексте принимаемую валюту и способы оплаты.
  3. Не указано, что именно можно считать акцептом. В этом случае сделка не будет иметь юридической силы, а если дело дойдет до суда, закон будет на стороне покупателя. Поэтому необходимо написать в тексте договора, что акцептом признается, например, внесение оплаты и подтверждение своего действия в разговоре с оператором.
  • Твердая. Направляется одним гражданином или юридическим лицом и адресуется одному покупателю. В договоре должна быть указана конкретная услуга или товар. Срок действия предложения заблаговременно оговаривается и если покупатель согласился, подписывать договор купли-продажи уже не требуется.
  • Безотзывная. В большинстве случаев оференту предоставляется возможность отозвать свое предложение до тех пор, пока его не принял покупатель. Но если в документе указано обратное, он считается безотзывным и забрать его назад уже не получится.
  • Свободная. Адресуется не всему кругу покупателей, а конкретным лицам или организациям.
Это интересно:  Может Ли Взыскание По Недееспособному Возложено На Опекуна

Является ли реклама приглашением к заключению сделки?

Если адресат акцептировал предложение, а продавец отказывается выполнять свои обязанности, покупатель может потребовать возмещения причиненного ущерба (как заказчику и исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения?). Если сторонам не удается договориться, вопрос решается через суд. Если имеются доказательства того, что сделка существовала, суд встанет на сторону потерпевшего, но с размером запрошенной компенсации может не согласиться, если она не прописана в условиях договора.

  1. Указание наименования товара.
  2. Описание его технических, потребительских и пр. характеристик.
  3. Зафиксирована стоимость (если не предусмотрено иное).
  4. Способ оплаты и доставки.
  5. Способ заключения соглашения о купле-продаже.
  6. Информация об условиях соглашения — полная и открытая.
  7. Ответственность сторон (за несоблюдение условий соглашения).
  8. Реквизиты сторон (наименование согласно регистрационных документов, юридический адрес, текущий счёт, пр.).

Практическим примером может служить тот же ценник в супермаркете. Если цена на нём не будет соответствовать стоимости, включаемой на кассе в чек — это будет её нарушением и может стать поводом для юридически грамотного покупателя требовать продать ему товар по данным указанным именно в ценнике — ведь он акцептовал оферту исходя из этой информации!

Нарушение публичной оферты

Особо отметим, что в Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров (CISG от 1980 года) публичная оферта отдельно не упомянута (предполагается изначально, что круг лиц-адресатов оферты ограничен по определению).

Кроме того, предложение оферента может заключаться в выполнении каких-либо совместных действий. Акцептант подтверждает свое согласие с условиями оферента путем регистрации на сайте, размещения заказа или оплаты покупки.

Отправить предложение на заключение договора можно посредством сети Интернет сразу нескольким лицам, при этом каждый желающий оформить отношения должен лишь подтвердить свое желание, поставив свое согласие в форме. Заключение контракта в виде оферты возможно не только в письменной,

Нарушение публичной оферты статья

Важно отметить, что оферта, которую адресат уже получил, является безотзывной, если в ее тексте не указано иное. Но, так или иначе, оферта – это еще не договор, а всего лишь приглашение к его совершению.
Договор же, в свою очередь, может одновременно являться публичной офертой.

Дарья У.
Оцените автора
Быстрое решение правовых вопросов