Чем отличается открытый аукцион от открытого конкурса

  1. Формирование лота, включая технические требования к услуге или товару, техническое задание на работу, включая сроки выполнения (поставки), размер обеспечения аукционной заявки, проект договора.
  2. Обозначение начальной цены и сроков проведения;
  3. Подача заявок. При этом процедура проводится сначала для некоммерческих социально ориентированных организаций и субъектов малого предпринимательства. В случае отсутствия заявок, процедура проводится на общих основаниях. Если была подана всего одна заявка, сроки торгов, как правило, продлеваются.
  4. Рассмотрение заявок. Проверяется достоверность и полнота предоставленных сведений, правильность оформления документов. В случае обнаружения ошибок или несоответствий участник отсеивается.
  5. Подведение итогов. При этом предпочтение при определении поставщика отдается организациям инвалидов, а также предприятиям и учреждениям уголовно-исполнительной системы. В случае одинаковых цен в двух и более заявках преимущество отдается поступившей раньше.
  6. Заключение контракта

Крупные торги, связанные с нуждами Российской Федерации, регламентируются Законом №44-ФЗ. В терминах нормативного документа заказчик производит закупку товаров, услуг и работ. В рамках закона большое количество информации размещается на портале http://zakupki.gov.ru, пользование которым осуществляется в безвозмездном порядке.

Процедура госзакупки

  1. Метод анализа рынка. При этом за основу берутся цены такого же или аналогичного товара (услуги) из запроса коммерческих предложений, стоимости ранее заключенных контрактов, прайс-листов и других подобных источников. Это наиболее часто используемый метод;
  2. Нормативный метод. При этом цену определяют путем расчета и она, как правило, превышает рыночную из-за специфических условий закупки.
  3. Тарифный метод применяется, когда ценообразование на необходимый вид товара регулируется государством.
  4. Проектно-сметный метод используется при обосновании строительных работ.
  5. Затратный метод используется в крайнем случае, при этом цена складывается из средней по отрасли прибыли и планируемых затрат на осуществление заказа.

Но нужно помнить о большом количестве минусов открытого конкурса. Речь идет о непростой процедуре, предполагающей большое количество этапов, из-за чего высока вероятность ошибок, а значит, и появления вопросов у проверяющих. Чаще всего последние могут усомниться в верности выбора формата торгов, так как открытый конкурс предполагает некоторые ограничения по проведению.

Организаторы тендеров могут по своему усмотрению изменять способ выбора исполнителя, подстраивая его под сложность предмета торгов, имеющегося на осуществление процедуры времени, иных факторов. А значит, каждый формат может быть:

Конкурс и аукцион: отличия по 44-ФЗ и особенности проведения

  • открытым, закрытым, с ограничениями по участию исполнителей;
  • одноэтапным, а также состоящим из двух и более этапов;
  • без предварительного отбора или с подобной процедурой;
  • без переторжки, с монопереторжкой, с мультипереторжкой;
  • однокритериальным, многокритериальным;
  • без альтернативных предложений, с альтернативными предложениями;
  • в электронном или традиционном бумажном виде;
  • без переговоров, с разъясняющими переговорами, с переговорами, затрагивающими тему техники и финансов.

Конкурс предполагает конфиденциальность всех сведений, содержащихся в заявке. Заявка имеет довольно сложную структуру, неверное оформление ее является одной из самых частых причин отказа в участии в конкурсе.

Это интересно:  Цена газа без пломбы

Заявка на участие в аукционе отражает личную информацию об участнике, запрашиваемую организаторами, иногда копии некоторых документов, но цену, которую участник готов заплатить за данный лот, не содержит, а соответственно не нуждается в конфиденциальности.

Условие победы

Изначально аукционы были предназначены для продажи долгового имущества. Сегодня на аукционы чаще всего выставляют антиквариат, предметы искусства, народного творчества; они распространены в качестве инструмента внешней торговли для реализации единичных товаров.

Госторги можно проводить многими различными способами. Аукцион и конкурс входят в число наиболее распространенных, однако многие все равно путают две этих системы проведения тендера. Рассмотрим по пунктам, чем они отличаются между собой.

Условие победы

Обеспечить заявку на аукцион можно только внесением финансовых средств на счет заказчика, в то время как для конкурса можно использовать для этого банковскую гарантию. Однако для обеспечения исполнения контракта в обоих случаях закон позволяет применять официальную банковскую гарантию.

Защита информации

В аукционе по закону побеждает та компания, которая предложила наименьшую цену контракта независимо от других условий. Оценка предложений в конкурсе куда более сложная, для чего и требуется тендерная комиссия. Она оценивает не только цену контракта, но и репутацию фирмы, предлагаемые материалы и проекты, опыт работников и другие факторы. В конце концов, в конкурсе побеждает тот, кто будет сочтен наиболее оптимальным подрядчиком для выполнения именно этого контракта. Это далеко не всегда тот, кто предложил наименьшую цену.

Выбирать заказчик будет в течение 20 дней со дня вскрытия конвертов. За это время все поданные заявки должны быть внимательно изучены, рассмотрены и оценены. Если участник, его предложение или документация не соответствуют требованиям, заявка будет отклонена.

Самый распространенный способ определения поставщика — электронный аукцион. Его популярность объясняется распоряжением Правительства РФ № 471-р, которое обязывает всех государственных и муниципальных заказчиков закупать большинство товаров, работ и услуг только посредством электронного аукциона.

Три формы проведения торгов

Проведение запроса котировок напоминает конкурс, т.к. заявки подаются в запечатанных конвертах, которые затем вскрываются заказчиком и сразу оцениваются на предмет определения победителя по единственному критерию — цене.

Потенциальные поставщики одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в торгах, а также предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 44-ФЗ). Срок подачи заявок в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

Готовим извещение и документацию

Особенности проведения открытого конкурса в электронной форме состоят в том, что вторые части предложений участников, а также всю необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования соответствующего протокола (ч. 7 ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Определение участников

Таким образом, стоимость изделия, реализуемого на аукционе, определяется главным образом исходя из индивидуальных характеристик спроса. Цена товара формируется в зависимости от того, какова потребность в нем конкретного покупателя.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, отличная информация.
30.6%
Еще нет, поищу.
59.05%
Да, но без консультации со специалистом не обойтись.
10.34%
Проголосовало: 232

Есть заказчики, которые привлекают сторонние специализированные организации для формирования документов для конкурса (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Экспертная компания разрабатывает документацию для организации-заказчика, но не участвует в процедуре. Это указано в ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ.

Это интересно:  Как Определить Серию И Номер В Разрешении На Оооп?

Шаг 1. Готовим извещение и документацию

Потенциальные поставщики одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в торгах и предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 закона о контрактной системе). Срок подачи предложений в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

Шаг 2. Определяем участников

  1. Критерии оценки. В аукционных процедурах победителя определяют по цене. А в конкурсе оценивают как стоимостные, так и нестоимостные показатели (опыт, деловая репутация, наличие профессионалов).
  2. Переторжка. Вторые части предложений участников электронного конкурса и необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования протокола (ч. 7 ст. 54.6,ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).
  • Запрос котировок, когда заказчик полностью формализует требования к условиям договора, а исполнитель выбирается только по критерию предложенной цены. Возможность предложить цену исполнителю предоставляется только один раз.
  • Запрос предложений.
  • Конкурс предусматривает несколько критериев для выбора победителя. При этом по критерию цены заказчик может проходить многоэтапную процедуру. Множественность критериев — это основное, чем отличается конкурс от аукциона.
  • Аукцион (для целей ФЗ-44) — под этим понятием осуществляется процедура понижения цены, что несколько отличается от общепринятой торговой практики. Как правило, аукционы коммерческими структурами проводились для повышения предложения по ценам. Для процедуры понижения цен использовалось понятие редукционов. И чем отличаются аукционы от конкурсов, хорошо прописано в самом законе. Для аукциона за основу берется только один показатель – цена.
  • Конкурентные переговоры применяются, когда требуется срочное исполнение заказа или проведение конкурса не привело к заключению контракта.
  • Закупка у единственного источника.
  • Предварительный отбор.
  • Комплексная закупка.
  • Сбор коммерческих предложений.
  • Конкурентный отбор.

Они не имеют ограничения по цене, в отличие от закупок у единственного поставщика или при проведении запроса котировок, позволяют принять участие в процедуре большому количеству претендентов на исполнение контракта.

Электронные торговые площадки

Формализуется порядок конкурентной закупки. Вводятся основные понятия форм взаимоотношений заказчика и исполнителя. Из статьи 3.2 указанного закона следуют основные понятия о том, чем отличается «конкурс» от «аукциона», что такое «запрос котировок», чем он отличается от «запроса предложений». Регламентируется деятельность электронных площадок, которые работают в Интернете и предоставляют услуги по осуществлению конкурентных закупок.

Конец XX века ознаменовался революционным внедрением интернет-технологий в сферу экономической деятельности. Виртуальная торговля стала элементом повседневной жизни. С развитием цифровой экономики регулирование отношений государственных закупок все больше приобретает формальный характер. Сфера подготовки и заключения договоров смещается на электронные площадки.

Особенности законодательного регулирования

Как уже упоминалось, аукцион — форма торгов, когда единственным критерием оценки победителя служит предложенная цена торгов. Для целей ФЗ-44 торги ведутся только на понижение, а для ФЗ-223 могут вестись и на повышение цены. Остальные критерии торгов используются только для допуска участника к торгам и не влияют на дальнейшее принятие решения. И это дает ответ на вопрос, чем электронный аукцион отличается от конкурса.

Это интересно:  Полис Бессрочный Изменилось Место Работы Как Исправить

Аукцион

Формализуется порядок конкурентной закупки. Вводятся основные понятия форм взаимоотношений заказчика и исполнителя. Из статьи 3.2 указанного закона следуют основные понятия о том, чем отличается «конкурс» от «аукциона», что такое «запрос котировок», чем он отличается от «запроса предложений». Регламентируется деятельность электронных площадок, которые работают в Интернете и предоставляют услуги по осуществлению конкурентных закупок.

Современные аукционы могут быть и электронными — в этом случае они проводятся на специализированных сайтах, имеющих инфраструктуру, необходимую для обеспечения эффективного принятия ставок от покупателей, а также осуществления расчетов между победителями аукциона и продавцами.

Открытый одноэтапный конкурс в электронной форме завершается после публикации протокола подведения итогов. Комиссия формирует данный протокол на следующий день после получения от оператора ЭП окончательных предложений от участников процедуры (ч. 11, 12 44-ФЗ). В итоговом протоколе отражают сведения обо всех участниках, задействованных в торгах, о их допуске или отказе в допуске, о соответствии заявок установленным требованиям, а также о правилах проводимой оценки предложений потенциальных поставщиков и о порядковых номерах, которые определяют при анализе члены комиссии.

Подводим итоги

Закупочная комиссия еще раз внимательно изучает все предложения и протоколы, а затем ранжирует заявки участников госзакупок. Результатом работы комиссии является протокол подведения итогов электронной процедуры (ч. 10, 11 ст. 54.7 44-ФЗ).

Аукционер — потенциальный покупатель на аукционе.
Аукционист — лицо, проводящее аукцион.
Аукционные правила — правила, в соответствии с которыми производятся поставка товаров на аукцион, продажа товаров с аукциона, оформление контрактов и получение приобретенных товаров. Аукционные правила излагаются в специальных информационных материалах, передаваемых участникам аукционного торга.
Аукционная цена — наивысшая цена, предложенная за товар на аукционном торге. Считается, что аукционная цена в значительной степени зависит от мастерства аукциониста.
Шаг аукциона — интервал, в пределах которого изменяется объявляемая аукционистом цена продаваемого товара. Шаг аукциона оглашается перед началом торгов.
Аукционный торг — публичный торг, который проводится по аукционным правилам. В процессе торга объявляются номера лотов и стрингов, выставленных на продажу; дальнейший торг направляется аукционистом в зависимости от способа проведения этого аукциона (открытый или закрытый).

Поскольку наиболее высокая цена является важнейшей частью лучших условий, можно сделать вывод о том, «что аукцион является частным случаем конкурса. А поскольку при проведении закупок как государственных, так и коммерческих структур этот частный случай используется очень плотно, его выделили отдельно.
Вначале уместно привести следующие определения терминов.
Слово «аукцион» переводе с латинского означает «повышаю».
Как указывалось выше, статья 447 ГК РФ определяет аукцион как форму торгов, при которой выигравшим
признается лицо, которое предложило наиболее высокую цену.

Аукцион и конкурс отличия

», которое так часто используется в бизнесе. Это иностранное слово не нашло место в российском законодательстве. Для него есть равнозначное слово в русском языке — «торги», поэтому статья посвящена электронным торгам и терминам электронной торговли.

Дарья У.
Оцените автора
Быстрое решение правовых вопросов