Рефлексия для младшего дошкольного возраста

Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями. У него нет возможности обучаться без навыка самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.

Зачем нужно развивать умение рефлексировать?

  • Оранжевый — радость, восторг
  • Красный — нервозность, возбуждение, агрессия
  • Синий — грусть, усталость
  • Зеленый — энергичность
  • Насыщенный зеленый — беззащитность
  • Желтый — спокойствие
  • Фиолетовый — беспокойство, тревожность
  • Серый — замкнутость, расстроенность
  • Черный — уныние, отрицание
  • Коричневый — беспокойство, неуверенность

Что важно учесть в обучении дошкольников рефлексии?

У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.

1. Бабушкина Т.В. Что хранится в карманах детства. – 4-е изд., доп. – СПб.: Речь; Агентство образовательного сотрудничества; Образовательные проекты, 2013. – 320 с.
2. Бережковская Е.Л. Место неведущих деятельностей в развитии ребенка // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского / РГГУ, Междунар.конф. (Москва, 17–20 ноября 2003). – М.: РГГУ, 2004. С. 15–27.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – №6. – С. 62–68.
4. Головина М.Ф. Ритмы и события детского сада. Большой круг праздников / Под ред. А. Русакова, Т. Лапкиной, М. Ганькиной. – СПб.: Образовательные проекты, 2017. – 256 с.
5. Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: дис. …канд. психол. наук: 19.00.07 / Горлова Елена Леонидовна. – М., 2002. – 178 с.
6. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – С. 69–101.
7. Детский сад, живущий жизнью детей, или Опыты переходов за границы известного / Под ред. М.Ф. Головиной. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
8. Князева Е.С. Развитие предпосылок познавательной рефлексии у детей дошкольного возраста: автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.13 / Князева Елена Станиславовна. – М., 2013. – 26 с.
9. Кравцов Г.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопросы психологии. – 1996. – №6. – С. 53–64.
10. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Береж­ковская Е.Л. Программа воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста «Золотой ключик». – М.: Издательство Фонда Л.С. Выготского, 2007. – 172 с.
11. Кравцова Е.Е. Психологическое содержание понятий «воображение» и «творчество» / Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности: Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского. – М.: РГГУ, 2003. – С. 207–213.
12. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 160 с.
13. Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г., Ховри-на Г.Б. Между детством и отрочеством. – М.: Левъ, 2010. – 124 с.
14. Рослякова Н.И. Возрастные предпосылки развития рефлексии у старшего дошкольника // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №66. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-predposylki-razvitiya-refleksii-u-starshego-doshkolnika (дата обращения: 03.10.2017).
15. Семенович А.В. Таланты детского мозга. – Казань: Центр социально-гуманитарного образования, 2016. – 184 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования Российской Фе­де­рации. Режим доступа: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 02.10.2017)
17. Якшина А.Н. Психологические условия развития центрального психологического новообразования дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №10. – С. 32–39.
18. Якшина А.Н. Психологическое содержание позиции старшего // Сборник материалов 5-й международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – М., 2016. – С. 1004–1005.

Это интересно:  Найдите Таблицу Вступление В Силу И Опубликования Правовых Актов Подготовленную Экспертами Компании «Гарант» И Ответьте На Вопрос Какие Средства Массовой Информации Являются Официальными Источниками Опубликования Решений Конституционного Суда Рф

В дошкольном возрасте закладываются предпосылки для развития рефлексии, которая является психологическим новообразованием младшего школьного возраста (В.В. Давыдов, Е.Л.Горлова, Е.С.Князева). Согласно исследованиям Н.И.Росляковой, дети младшего и среднего дошкольного возраста могут самостоятельно давать оценки другим детям и взрослым, а старшие дошкольники могут анализировать собственные действия. По имеющимся у нас данным, в дошкольном возрасте также формируется наглядная рефлексия, которая тесно связана с развитием воображения, центрального психологического новообразования дошкольного возраста. Высокий уровень развития воображения, по Е.Е.Кравцовой, характеризуется наличием внутренней надситуативной позиции, для формирования которой необходимо осознание своих действий, умения осмыслить себя как субъекта деятельности. А.В. Семенович, рассматривая в своих работах особенности формирования произвольной саморегуляции (функций планирования, контроля и оценки собственной деятельности) у дошкольников, также указывает на необходимость создания специальных условий, в которых дошкольник имел бы возможность проанализировать и оценить собственную деятельность, и отмечает особую роль взрослого в этом процессе.

Для цитаты

Одним из принципов современного дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей детей, их зоны ближайшего развития. При этом жесткое планирование в детском саду, включающее перечень определенных тем, занятий и строгие временные рамки, часто не оставляет пространства для детских инициатив и интересов, не позволяет детям выбирать содержание своего образования, а образовательному процессу быть гибким. Выделение этапа рефлексии и построение дальнейшего образовательного процесса на его основе, на наш взгляд, позволяет ребенку осмыслить свою деятельность, выразить свое отношение, а педагогу увидеть, что было важным для детей в той или иной теме, какие вопросы их волнуют, что осталось непонятным.

4.3. Рефлексия содержания учебного предмета 1. «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика 2. «Волшебный мешочек» Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке» 3. «Поляна» На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком — бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. 4. «Корзина идей» Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно. 5. «Дерево» Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате. 5. Метод «Плюс-минус-интересно» Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно

Это интересно:  Орел Порядок Приобретения Проедных Ученических Билетов

В настоящее время педагогами ДОУ накоплен достаточный опыт по развитию рефлексивных навыков у детей дошкольного возраста. Контроль за организацией работы по развитию рефлексивных навыков у детей в рамках ДОУ осуществляет методист, который занимается оценкой отобранных педагогами методов и приемов рефлексии, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Готовые работы на аналогичную тему

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: «Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

Дарья У.
Оцените автора
Быстрое решение правовых вопросов