Примером естественной монополии является…

Все они имеют признаки, которыми характеризуется типичная естественная монополия. Примеры предприятий соответствующего типа можно найти в самых разных сегментах экономики РФ. В каждом из них возможно потенциальное проявление тех факторов, о которых мы сказали выше.

Какие в РФ есть естественные монополии?

Как правило, фирмы, о которых идёт речь, являются очень крупными бизнесами. Следовательно, естественная монополия — это, прежде всего, крупнейший работодатель и налогоплательщик. Поэтому государство заинтересовано в эффективности фирм соответствующего типа, поскольку их деятельность может быть фактором наполнения денежными средствами бюджета, а также обеспечения занятости населения — важнейшей социальной задачи. Это обуславливает тот факт, что регулирование естественных монополий государством осуществляется таким образом, чтобы текущие рыночные позиции предприятий соответствующего типа сохранялись, а сокращений рабочих мест и падения выручки на них не происходило. Соответственно, обеспечивается и социальная стабильность в тех регионах, в которых работают предприятия рассматриваемого типа.

Государственные контракты

Естественная монополия — это фирма, которая имеет производственную модель, в силу некоторых причин существенно более эффективную, чем у других игроков рынка. Например, это может быть компания, имеющая доступ к дешёвому источнику сырья или электроэнергии. Она будет иметь низкие издержки, связанные с их закупкой, как результат — выставлять более низкие цены или работать с большей прибылью и динамичнее развиваться.

Естественная монополия является производственной отраслью, занятой компаниями, способными нормально работать только при отсутствии конкуренции. Если в этой сфере производства появится конкурент, то издержки перестанут быть минимальными, а это повлечёт уменьшение доходности, и увеличит стоимость товаров или услуг. Естественная монополия – важный аргумент в пользу национализации экономически важных для страны и общества отраслей (например, железнодорожного хозяйства).

Суть естественной монополии

  1. Чрезвычайно высокой стоимостью входа в бизнес. Затраты на начальном этапе деятельности настолько огромны, что обычно только государство может их понести.
  2. Постоянные составляющие издержек тоже слишком масштабны.
  3. Неэластичным спросом на продукт, предназначенный удовлетворить первоочередные потребности и который население будет покупать по любой цене.
  4. Отсутствием альтернативы продукту. Другими словами, товар или услуга уникальны, и их нельзя ничем заменить.

Роль естественных монополий в государственной экономике

Государство регулирует деятельность предприятий-монополистов, все они заносятся в реестр Государственной Антимонопольной службы. Сведения о субъектах, имеющих статус монополиста, доступны на официальном сайте ФАС. Сферы деятельности для удобства поиска делятся на пять разделов: связь, энергетический комплекс, транспорт, водоснабжение, захоронение радиоактивных отходов.

Усилия контролирующих органов направлены на поддержание доступных населению тарифов и одновременно соблюдение интересов инвестиционных финансовых структур. Если прибыльность вложений в транспортную отрасль России будет ниже нормативной, их никто не будет осуществлять.

Это интересно:  Налоговая О Бесплатной Передачи Земли Инвалиду

Исключения делаются для предприятий, являющихся естественными монополистами, подающих заявку на совершение подобных сделок в случае ее одобрения органами регулирования их деятельности. Основаниями для отказа служат следующие обстоятельства:

Государственное регулирование деятельности естественных монополий в России

  • Чрезвычайно высокая цена входа в бизнес. Начальные затраты настолько велики, что чаще всего только государство способно их понести.
  • Постоянная составляющая издержек также слишком масштабна.
  • Неэластичный спрос на продукт. Товар или услуга предназначены для удовлетворения первоочередных потребностей, за которые население будет платить независимо от цены.
  • Отсутствие альтернативы потребления продукта. Иными словами, услугу или товар нечем заменить.

Так называется ситуация, при которой на товарном рынке действует лишь одна организация, то есть отсутствует конкуренция. Существует множество видов термина, из них госзакупщику следует обратить внимание на естественную и искусственную.

Что такое монополия

Естественная подразумевает ситуацию на товарном рынке, при которой спрос на различного рода товары, работы или услуги удовлетворяется одной или несколькими компаниями. Примером естественной монополии является «Почта России», а другим ярким примером естественной монополии может служить «РЖД».

Как проверить организацию

Искусственная же связана со специально создаваемой на том или ином рынке ситуацией, при которой конкуренция невозможна, а деятельность осуществляет только одна организация. Наглядный пример — ГУП «Московский метрополитен» или «Мосгортранс».

Естественная монополия (далее — ЕМ) — это структура рынка, при которой удовлетворение спроса происходит эффективнее в отсутствии конкуренции по причине технологических особенностей производства. Появление конкурента влечет за собой уменьшение прибыли, из-за чего повышаются издержки, а также увеличивается стоимость товаров или услуг. Примером естественной монополии является железнодорожная отрасль в Российской Федерации.

Что понимается под естественной монополией

Заключенные государственные контракты должны быть размещены в Единой информационной системе государственных закупок. Исключением могут стать случаи, попадающие под пункт 4, 5, 23 и 42 статьи 93 Федерального закона №44.

Примеры в РФ

  1. Законодательные — представляют собой систему правовых норм, направленных на предотвращение монопольных проявлений на рынке. В большинстве случаев законы запрещают заключение договоров о разделе рынка или слияния между доминирующими корпорациями.
  2. Экономические — набор экономических инструментов, приспособленных для ограничения монопольной власти.

Вы нашли ответ на свой вопрос?
Да, отличная информация.
32.41%
Еще нет, поищу.
58.33%
Да, но без консультации со специалистом не обойтись.
9.26%
Проголосовало: 216

Из-за того, что монополия занимает главенствующее положение в определенном сегменте рынка, ее экономическая эффективность снижается: монополии нет нужды вследствие здоровой конкуренции минимизировать производственные издержки, применять последние технические достижения, использовать все возможные производственные ресурсы и т. д.

С одной стороны, монополист всегда хочет получить максимальную прибыль. Для этого он может поднимать цену на свой товар, при этом оставляя объем произведенного товара на прежнем уровне. В таком случае складывается ситуация, когда выпускается значительно меньше товара, чем необходимо для достижения равновесия на рынке, как если бы тот был конкурентным. Таким образом, монополист может искусственно провоцировать дефицит продукции. Компенсация издержек производства так же ложится на потребителей из-за увеличения отпускной цены.

Это интересно:  Чем Занимаются Юристы Доклад Для 2 Класса

Основные формы

Это выражается в том, что монополист обладает исключительным правом торговли, производства и иных видов деятельности в определенной рыночной отрасли. У монополии нет конкурентов, она защищена от выхода на рынок других компаний с аналогичным товаром, а поэтому может диктовать свои условия потребителям.

  1. Высокая доля постоянных издержек, которые потребуют крупных одномоментных вложений создания бизнеса и при появлении конкуренции не окупаются;
  2. Желание получать монополистическую прибыль — прибыль больше средней, возможную в итоге того, что у потребителя нет альтернативы;
  3. Внешнеэкономическая политика. Она направляется на защиту рынка от иностранной конкуренции для поддержки отечественных субъектов. Включает: (ограничение ввоза или запрет, обложение пошлинами иностранных товаров,).
  4. Законодательные барьеры для осуществления деятельности; (сертификация, лицензирование)
  5. Запугивание конкурентов. Угрожая, к примеру, физической расправой или воздействуя физически на руководство (персонал) фирмы, можно добиться закрытия фирмы конкурента и её ухода с рынка.
  6. Слияние и поглощение фирм (когда более крупная покупает более мелкую фирму, устраняя на рынке конкуренцию).

Виды монополий

Естественная монополия – это отрасль производства, занятая предприятиями, которая способна нормально функционировать лишь в отсутствии конкуренции. Когда в области появляется конкурент, то издержки перестают быть наименьшими, тем самым уменьшается число прибыли. А это влечёт, в свою очередь, увеличение цен на услуги или товары. Естественная монополия является важным аргументом в пользу национализации важных экономически для общества и государства отраслей. Таких, как, к примеру, железнодорожное хозяйство.

Факторы монополизации

В целом сложно говорить о какой-нибудь общественной пользе, которая приносится монополиями. Монополист, стараясь увеличить свою прибыль, поднимает цены на свою продукцию до возможного максимально уровня, оставляя при этом число произведенного товара на уровне максимизации прибыли (P>MR=MC), что вызывает неэффективность распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда товара произведено намного меньше, нежели необходимо для установления равновесия на рынке, будь он абсолютно конкурентным. То есть провоцируется по факту ещё и дефицит производимого товара.

Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, следуя правилу MR = МС, считают выгодным расширять производство. Чтобы избавить общество от неблагоприятных ситуаций, скажем, ценовой конкуренции, правительство предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять электричество, воду, природный газ, телефонные услуги или осуществлять автобусные перевозки. Правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать.

Естественная (чистая) монополия: характерные черты

2. Монополист диктует цену и объем производства. Второе значение нисходящей кривой спроса: монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести, т. е. одновременно выбирает и цену, и объем производства. Общее правило состоит в следующем: монополия никогда не выберет такую комбинацию: цена — количество, при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным.

Это интересно:  Если Уволилась С Работы И Забеременела Как Считать Выплаты

Определение объема производства, цены и максимизация прибыли

В этих целях Правительство Российской Федерации намерено реализовать комплекс мер по реструктуризации соответствующих отраслей с целью четкого разграничения естественно-монопольных и потенциально конкурентных видов хозяйственной деятельности, созданию благоприятных условий для их постепенной демонополизации. При необходимости будут введены ограничения на процессы вертикальной и горизонтальной интеграции.

Естественные монополии в России занимают значительную долю национального хозяйства. В основном это так, потому что крупные предприятия такого типа были организованы в СССР, когда не было рыночной конкуренции, и они изначально занимали лидирующие позиции на рынке и свободный доступ к ресурсам, недоступным для возможных конкурентов. Всем известные компании, которые могут рассматриваться как монополии, это корпорации «Газпром», «Почта России», «РЖД».

Естественной монополией является предприятие, способное представлять одну или несколько отраслей. По этой причине одной из классификации таких предприятий является принадлежность к определенной экономической сфере. В России существуют следующие отрасли естественной монополии — связь, транспорт, топливо, энергетика, атомная промышленность, коммунальные услуги, почтовые сервисы.

Определение

К примеру, это компании, которые имеют доступ к недорогому источнику сырья или электроэнергии. Они имеет маленькие издержки, которые связаны с их закупкой, а значит, могут вести ценообразование по своему усмотрению (назначать более низкие цены или получать большую прибыль и быстрее развиваться).

Естественными монополиями являются предприятия, которые могут осуществлять монетизацию ресурса, отсутствующего у компаний-конкурентов. Это возможно, когда компания, например, обладает собственной платной автомобильной магистралью. В такой ситуации, если другие транспортные пути между объектами отсутствуют или не являются качественными, компания может на монопольных началах взимать плату за проезд и получать немалую прибыль.

Определение

Естественной монополией является предприятие, способное представлять одну или несколько отраслей. По этой причине одной из классификации таких предприятий является принадлежность к определенной экономической сфере. В России существуют следующие отрасли естественной монополии — связь, транспорт, топливо, энергетика, атомная промышленность, коммунальные услуги, почтовые сервисы.

Классификация

В России существуют фирмы, имеющие признаки естественных монополий, однако не включенных в соответствующий реестр. В таком случае приобретение услуг у такой фирмы муниципальными и государственными органами может быть затруднено в силу положения ФЗ №44. Это обусловлено тем, что если поставщик является одним на рынке, то государственные структуры могут заключить с ним контракт исключительно в том случае, если этот поставщик будет включен в реестр субъектов естественных монополий. Поэтому предприятия заинтересованы в том, чтобы как можно скорее попасть в этот список, тогда они смогут оформлять договора с бюджетными организациями.

Дарья У.
Оцените автора
Быстрое решение правовых вопросов